29 октября – Всемирный День борьбы с инсультом

Более 80% случаев смерти от сердечно-сосудистых заболеваний происходит в равной мере среди мужчин и женщин, ежегодно от ССЗ умирает 17,5 миллиона человек. В 2015 г. в общей сложности более 15 миллионов человек погибло от инсульта иишемической болезни сердца, эти заболевания на протяжении пятнадцати лет  остаются ведущими причинами смерти в мире. Общий уровень заболеваемости, связанной с нарушениями мозгового кровообращения, в Казахстане составляет 3,7 на 1000 человеко-лет, 52% в структуре заболеваемости приходится на острый инсульт. Показатель смертности от инсульта составляет 1,08 на 1000 человеко — лет, что составляет 26% в общей структуре смертности. Инсульт – это также самая частая причина длительной потери трудоспособности в стране, от последствий страдают 104,6 человек на 100 000 населения (согласно данным странового отчёта ВОЗ 2016г.)

Риск инсульта с возрастом увеличивается, но инсульты могут происходить, и происходят, среди взрослых людей в любом возрасте. Урбанизация, индустриализация и глобализация, свойственные для переходной экономики, способствуют изменению образа жизни, что ведет к развитию болезней сердца, в том числе и инсульта.

Профилактика всегда лучше лечения, и позволяет предупредить большинство случаев инфаркта и инсульта. Научные исследования показывают, что существует ряд факторов, повышающих вероятность возникновения инфаркта или инсульта. Наиболее важными факторами, связанными с образом жизни являются: курение и иное употребление табака, неправильное питание, недостаточная  физическая активность и вредное употребление алкоголя. Следует отметить, что до 80% случаев инсульта, ишемической болезни сердца, и диабета II типа, а также свыше одной трети случаев рака можно предотвратить путем устранения вышеперечисленных факторов риска.

Неправильный выбор образа жизни соответственно может привести к таким серьезным проблемам физического здоровья как повышенное артериальное давление, повышенное содержание сахара и липидов в крови, что в свою очередь является наиболее важными факторами риска в отношении развития инфарктов и инсультов. В результате сокращения физической активности и потребления большего количества продуктов с повышенным содержанием жира и сахара население приобретает избыточную массу тела. По причине избыточной массы тела все большее число молодых людей и детей заболевают диабетом.

Доказано, что прекращение употребления табака, уменьшение потребления соли, потребление фруктов и овощей, регулярная физическая активность и предотвращение вредного употребления алкоголя снижают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, для снижения риска развития ССЗ и профилактики инфаркта и инсульта при диабете, повышенном кровяном давлении и повышенном уровне липидов может быть необходима лекарственная терапия. В целях усиления мотивации людей в отношении выбора и поддержания здоровых форм поведения необходима политика в  области здравоохранения, обеспечивающая создание благоприятной среды для возможности здорового выбора и его приемлемости по стоимости.