• 28 июля Всемирный День борьбы с вирусным гепатитом

Вирусный гепатит представляет серьезную угрозу общественному здоровью международного масштаба, сопоставимую с другими инфекционными заболеваниями, такими как ВИЧ, туберкулез и малярия.  Одной из 17 целей в  Повестке  дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятой Организацией Объединенных Наций,  является: «К 2030 году положить конец эпидемиям СПИД, туберкулеза, малярии и тропических болезней, которым не уделяется должного внимания  и обеспечить борьбу с гепатитом, заболеваниями, передаваемыми через воду, и другими инфекционными заболеваниями».

Целью проекта глобальных стратегий сектора здравоохранения «Вирусный гепатит, 2016–2021 годы» является элиминация вирусного  гепатита  как  серьезной угрозы  здоровью  населения  к  2030  году,  а  также  содействие  обеспечению  всеобщего охвата  услугами  здравоохранения. Данная стратегия  направлена  на  борьбу  со всеми пятью вирусами гепатита (A, B, C, D и E) и, прежде всего, с вирусами гепатита B и C, учитывая их высокую значимость для общественного здравоохранения. Гепатит B и C – 2 основных типа из 5 вирусов гепатита – является причиной 96% всех случаев смерти от гепатита. Пять  вирусов  гепатита  сильно отличаются друг от друга, передаются  разными  путями,  затрагивают  разные  группы  населения  и  приводят  к разным  последствиям  для  здоровья.  Эффективные  ответные  меры  требуют  единых действий  в  отношении  всех  пяти  вирусов  и  одновременного  принятия целенаправленных  мер  вмешательства  в  отношении  каждого  из  этих  вирусов.

В  мировом  масштабе  примерно  240  миллионов  человек  хронически инфицированы  вирусом  гепатита  B,  а  130-150  миллионов  человек  –  вирусом гепатита C. Эпидемии гепатита С, связанные с применением инъекционных наркотиков, отмечаются во всех регионах; согласно имеющимся оценкам,  примерно  67%  лиц,  принимающих  инъекционные наркотики, инфицированы вирусным гепатитом С.

По новым данным Всемирной организации здравоохранения, предположительно 325 миллионов человек в мире живут с хронической инфекцией, вызванной вирусом гепатита B или вирусом гепатита C. Если  безотлагательно  не  будут  приняты  широкомасштабные  ответные меры, число людей, живущих с вирусом гепатита В, согласно имеющимся прогнозам, в ближайшие  40-50  лет  сохранится  на  существующем  высоком  уровне;  при  этом  в период с 2015 по 2030 год от этой болезни умрут 20 миллионов человек. В «Глобальном докладе ВОЗ о гепатите 2017 г.» (WHO Global hepatitis report, 2017) отмечается, что подавляющее большинство этих людей не имеют доступа к необходимому для спасения жизни тестированию и лечению. В результате миллионы людей находятся под угрозой медленного развития хронической болезни печени, рака и смерти.

С связи с актуальностью распространения данного заболевания целесообразно рассмотреть пути передачи гепатитов. Вирусные  гепатиты  A  и  E  передаются  через  пищу  и  воду;  в  сообществах,  где отсутствуют  безопасные  источники  воды  и  сложились  неудовлетворительные санитарно-гигиенические  условия,  могут  возникать  острые  вспышки  данных заболеваний. Вирусный гепатит B и C – это инфекции, передаваемые через кровь.  Заражение наиболее  часто  происходит  в  детском  возрасте,  а  также  в  результате  применения небезопасных методов проведения инъекций и других медицинских процедур, реже –через  половые  контакты. Эпидемии  гепатита  С, связанные  с  применением  инъекционных  наркотиков,  отмечаются  во  всех  регионах; согласно  имеющимся  оценкам,  примерно  67%  лиц,  принимающих  инъекционные наркотики,  инфицированы  вирусным  гепатитом  С.  Комплексные  стратегии  по профилактике  вируса  гепатита  В  и  вируса  гепатита  С  должны  предусматривать обеспечение  безопасности  продуктов  крови,  соблюдение  практики  безопасных инъекций, предоставление услуг по снижению вреда для потребителей инъекционных наркотиков и поощрение практики безопасного секса. Гепатит  D  передается  через  контакт  с  зараженной  кровью.  Инфицированию подвержены только лица, уже инфицированные вирусом гепатита В, в связи с чем его можно  предотвратить  с  помощью  вакцинации  от  вируса  гепатита  В  и  других  мер профилактики.

Профилактика передачи вируса гепатита посредством применения безопасных и эффективных стратегий общественного здравоохранения состоит в следующем:

•  вакцины – существуют  эффективные  вакцины  для  профилактики  вирусного гепатита  A,  B  и  E, при этом  доступные  по  стоимости  программы  вакцинации  детей от вируса гепатита В;

•  предупреждение  передачи  вируса  гепатита  В  от  матери  ребенку  – важнейшей  мерой  предупреждения  передачи  вируса  гепатита  В  от  матери ребенку является своевременное введение дозы вакцины от вируса гепатита В при  рождении,  причем  эффективность  этой  меры  можно  усилить  путем проведения дородового тестирования и применения антивирусных препаратов;

• обеспечение безопасности инъекций, крови и хирургических вмешательств. Передачу вирусного гепатита B и C в учреждениях здравоохранения можно исключить  путем  строгого  соблюдения  универсальных  мер  безопасности  при проведении  всех  инвазивных  медицинских  процедур,  усиления  мер безопасности  при  проведении  инъекций  и  обеспечения  безопасных  поставок продуктов крови;

•  снижение  вреда  для  потребителей  инъекционных  наркотиков  – обеспечение  доступа  к  стерильному  инъекционному  оборудованию  и  эффективным  методам  лечения  наркотической  зависимости  может  способствовать  предупреждению  эпидемий  вирусного  гепатита  В  и  С  среди  потребителей  инъекционных  наркотиков;

•  лечение — новые  пероральные  лекарственные  средства  и  лечебные  схемы, которые  хорошо  переносятся  лицами  с  хроническим  гепатитом  С,  могут обеспечивать  полное  излечение  более  чем  в  90%  случаев.  Имеются  также возможности эффективного лечения лиц с хронической инфекцией, вызванной вирусом гепатита B, хотя для большинства больных такое лечение необходимо проводить в течение всей жизни.

Основополагающими для борьбы с   вирусными гепатитами   А и Е являются такие факторы, как улучшение санитарно-гигиенических условий и обеспечение безопасности пищевых продуктов и воды. Для предотвращения  передачи вирусов гепатита В и С необходимо придерживаться правил личной гигиены, в том числе использование только личных предметов гигиены (станки для бритья, ножницы, наборы для маникюра),  безопасных половых связей, строго контролировать со стороны медицинских работников за использованием и дезинфекцией приборов и инструментария, а также   своевременная вакцинация, так как остается самой эффективной мерой профилактики при гепатите В. Кроме того, меры профилактики гепатита способствуют улучшению показателей здоровья населения в других областях, включая профилактику ВИЧ-инфекции, инфекций, передаваемых половым путем, и других инфекций, передаваемых с кровью.

Немаловажную роль в борьбе с гепатитами играет информированность населения о путях передачи вирусов с целью усиления профилактики, снижения смертности от осложнений в виде цирроза печени, гепатоцеллюлярного рака, возможности привлечения всего общества, в том числе расширение охвата вакцинацией против гепатита В, ранней диагностики и лечения.

гепатит