• Психологические аспекты ВИЧ-СПИД

В настоящее время проблема ВИЧ и СПИД остается по-прежнему актуальной. Распространение ВИЧ-инфекции в последнее десятилетие приобрело угрожающие масштабы.

Такой  диагноз  как «ВИЧ-инфекция» означает присутствие в крови вируса иммунодефицита человека, которое может на протяжении долгих лет не сопровождаться никакими переменами в состоянии здоровья.

Знание о наличии ВИЧ-инфекции в организме практически всегда приводит к существенным изменениям в жизни человека. Особенность этого диагноза в том, что он связан с психологическими проблемами, внутренними конфликтами, стрессами, трудностями в межличностных отношениях таких, как переживания передачи вируса партнеру; проблемы с возможностью иметь детей, поскольку существует риск передачи вируса от матери ребенку; негативное отношение к ВИЧ-инфицированным в обществе и т.д.. Это все влияет на качество жизни, отношения с окружающими и на отношение к самому себе и не понятно людям, которых лично не коснулась проблема ВИЧ/СПИД.

Людям, живущим с ВИЧ-инфекцией, приходится сталкиваться с психологическими проблемами задолго до того, как им будет оказана медицинская помощь. Эмоциональное самочувствие ВИЧ-положительных требует не менее серьезного подхода, чем физическое. Научиться жить с ВИЧ — сложная задача, она требует немало сил, а также поддержки и помощи со стороны близких и специалистов.

У большинства ВИЧ-инфицированных бывают тяжелые периоды в жизни, для которых характерны депрессия, тревожность, страх, нарушение сна, ночные кошмары, трудности концентрации внимания, чувство беспомощности, безнадежность, мысли о смерти. Эти и другие эмоциональные кризисы мешают заботиться о своем здоровье и порой приводят к трудно исправимым ошибкам. В период кризиса человек сталкивается сразу с несколькими проблемами и не видит выхода из сложившейся ситуации. В таком состоянии ему сложно разобраться даже в собственных чувствах и желаниях.

В момент получения диагноза «ВИЧ-инфекция» большинство людей испытывает сильнейший шок. Затем перед ними встает масса вопросов, как сложится их дальнейшая жизнь, сколько она продлится и как это все отразится на близких им людях. Многих охватывают гнев, подавленность, отчаяние, страх за себя и близких. Некоторые в первый момент думают о самоубийстве. Другие, абсолютно спокойны. Нередко человек вначале не верит своему диагнозу. Большинство людей, узнавших о ВИЧ-статусе, вынуждены пересматривать свои представления о собственной жизни.

При необходимости регулярно принимать лекарства некоторых может пугать мысль о неспособности иммунной системы самостоятельно бороться с вирусом, других — сложность приема препаратов и возможность появления побочных эффектов. Так же серьезные болезненные симптомы являются тяжелым испытанием для человека и многие ВИЧ-инфицированные не могут свыкнуться с тем, что их жизнь будет связана с болью и лекарствами, а постоянное обращение за медицинской помощью вынудит сменить либо бросить работу или прекратить учебу.

Тяжелая болезнь или смерть знакомого ВИЧ-инфицированного всегда тяжелый удар. Особенно тяжело воспринимают смерть от СПИДа близкие люди, сами живущие с ВИЧ-инфекцией. Мысли о возможности приближения собственной смерти приводят к серьезным эмоциональным кризисам.

Помимо, у каждого могут быть свои кризисы в зависимости от ценностей, которые оказались под угрозой в связи с ВИЧ-инфекцией: учеба, карьера, личные отношения, создание или сохранение семьи, любимое занятие. Все кризисные ситуации связаны с эмоциональными потерями и глубокими негативными переживаниями. Человек испытывает гнев, отчаяние, чувство вины, тревогу, горечь утраты. Многие ВИЧ-инфицированные со всей остротой осознают собственную смерть и боятся потерять физическую привлекательность, здоровье, самостоятельность либо утратить друзей и близких и остаться в одиночестве. Поэтому в этот период человек особенно нуждается в поддержке и от характера этой поддержки зависит, как человек справится со своим эмоциональным состоянием.

Несмотря на многочисленные физические и психические  трудности, диагноз ВИЧ-инфекция не означает, что человек должен отказаться от своих планов и интересов, от учебы, работы и развлечений, от любви и секса. Все больше людей находят решение проблем, связанных с наличием ВИЧ-инфекции в организме, многие обнаруживают, что их жизнь  в целом не изменилась радикально и предпринимают  шаги, чтобы адаптироваться к новым условиям жизни.

Психолог «Поликлиники №3 г.Караганда» Литвинова Н.В.

МЦЗ «ДОС»