• Профилактика сахарного диабета

Сахарный диабет — хроническое заболевание, характеризующееся абсолютным или относительным недостатком гормона инсулина и, как следствие, повышенным уровнем глюкозы в крови. При этом нарушаются все виды обмена веществ: углеводный, жировой, белковый, минеральный и водно-солевой.

Факторы риска развития сахарного диабета:

• Наследственность. Основной фактор риска при сахарном диабете 1 и 2-го типа.
    • Неправильное питание, ожирение. Неправильное питание приводит к различным алиментарно-зависимым заболеваниям, в том числе к сахарному диабету (СД). Известно, что 80% больных ожирением имеют сахарный диабет. К счастью, физическая активность и здоровое питание могут помочь избавиться от лишних килограммов. Как результат, стойкое понижение уровня глюкозы в крови.
    • Заболевания поджелудочной железы. Различные заболевания поджелудочной железы приводят к нарушению нормального функционирования органа, что, в свою очередь может спровоцировать развитие сахарного диабета.
    • Нервный стресс. Нервный стресс может явиться толчком к развитию многих заболеваний, в том числе, СД. Следует контролировать себя и сохранять спокойствие. К тому же, стрессы влекут за собой подъем артериального давления и добавляют риски развития СД.
    • Вирусные инфекции. Краснуха, ветряная оспа, эпидемический гепатит и некоторые другие заболевания, включая грипп, повышают риск возникновения диабета. Обычно вирусная инфекция является «спусковым крючком» для лиц с предрасположенностью к СД.

80-90% больных сахарным диабетом, страдает от 2-го типа. Данный тип заболевания обычно развивается с возрастом, хотя в последнее десятилетие распространенность повысилась среди молодых людей. У больных СД 2 типа развивается относительная инсулиновая недостаточность. То есть поджелудочная железа вырабатывает достаточное количество гормона, но нарушена чувствительность клеток к инсулину. Как следствие, глюкоза не может попасть в клетки и проявляется высоким уровнем глюкозы в крови.

К профилактике СД относятся следующие меры:

• Лицам в возрасте 45 лет и выше, а также с наследственной предрасположенностью регулярно проходить обследование по определению глюкозы в крови.
    • Здоровое питание. Крайне важно снизить вес диетотерапией, идеально — до нормальных значений (ИМТ=18,5-25). Диетотерапия, основанная на принципах рационального питания, способна снизить уровень глюкозы до приемлемых значений в зависимости от длительности и течения заболевания. Важно включать в рацион продукты с низким гликемическим индексом, при потреблении которых уровень глюкозы поднимается медленно.
    • Физическая активность. Физическая активность — неотъемлемый компонент профилактики СД. Это могут быть пешие прогулки в быстром темпе, физические упражнения, танцы, плавание. Заниматься следует регулярно, постепенно увеличивая нагрузку. В день следует заниматься не менее 30 минут.