• ОРВИ

ОРВИ — острая респираторная вирусная инфекция, острое заболевание, обусловленное попаданием вируса в организм, и протекающее со следующими симптомами: кашель, насморк, боли и першение в горле, лихорадка, озноб. При каждом новом ОРВИ у каждого конкретного человека могут быть как все эти симптомы, так и только некоторые.

То есть если в прошлом месяце были сопли, кашель, повышенная температура тела до 38,7 гр.С, болело горло, а в этом месяце только кашель и один день поднялась температура до 37,2 гр.С, это все равно ОРВИ, и лечебная тактика будет примерно одинаковая (лечение симптоматическое).

Источник ОРВИ — вирус, их существует много разных (более 200), они могут иметь разные штаммы, которые могут мутировать, то есть иммунный ответ после перенесенного ОРВИ может сформироваться, но это будет касаться только конкретного вируса или его штамма, поэтому можно через неделю заболеть опять новым ОРВИ.

Профилактика ОРВИ

Специфических методов не существует. Всякие «старые проверенные» методы, вроде обмазывания всего и вся оксолиновой мазью или запихивания лука с чесноком в различные физиологические отверстия, не работают.

Что работает?

Снизит вероятность заболеть мытье рук или обработка их влажными салфетками после посещения магазина, поликлиники, общественного транспорта, пдома поможет влажная уборка, особенно горизонтальных поверхностей, протирание ручек дверей, проветривание помещений, использование увлажнителя воздуха.

Вакцины от ОРВИ нет, как по причине многообразия вирусов, так и по причине того, что от ОРВИ не умирают, тяжелых осложнений от нее не бывает, осложняется она присоединением бактериальной инфекции редко, а специфических методов профилактики этой самой бактериальной инфекции тоже не существует.

Диагностика

Диагностика ОРВИ — клиническая, то есть достаточно осмотра врача первичного звена, иногда могут понадобиться общий анализ крови, С-реактивный белок, рентген легких или придаточных пазух носа, когда нельзя исключить бактериальную инфекцию пневмонию или синусит.

Лечение

Лечение ОРВИ симптоматическое! Никакие противовирусные препараты, от которых зимой ломятся прилавки аптек, не обладают доказанной эффективностью (мы не говорим о противогриппозных препаратах, они как раз есть).

Как минимум это не лекарственные препараты, а гомеопатия, как максимум препараты с непонятными побочными эффектами и возможным взаимодействием с другими лекарственными средствами с неизвестным эффектом.

Так как же лечить ОРВИ?

Все лечение направлено на уменьшение симптомов и облегчение течения болезни, так как на длительность ОРВИ повлиять мы не можем. То есть, если есть повышенная температура тела, вызывающая дискомфорт, то применять жаропонижающие средства (парацетамол, ибупрофен и др., только не аспирин!).

Не обязательно сбивать температуру до нормы, если после приема жаропонижающих вам стало лучше, а температура тела все еще 37,5 гр.С, то не надо ее снижать дальше. Если есть заложенность носа, то промывать его физ.раствором или препаратами на основе морской воды, можно применять сосудосуживающие капли или спрей, но не более 5-7 дней.

При болях в горле его можно орошать физ.раствором, это может смягчить симптомы, но, опять же, не повлияет на длительность заболевания.

А вот с кашлем немного сложнее, зачастую вообще ничего не нужно, будь то кашель сухой или с отделяемым. Всякие муколитики и так называемые «отхаркивающие» могут быть только вредны, или как минимум не полезны. Если кашель сухой, то могут облегчить состояние противокашлевые препараты, только не те, которые комбинированы с муколитиками (к сожалению встречаются и подобные, можно сказать, вредительские сочетания).

Нередко приходится сталкиваться с тем, что приходят пациенты, которые самостоятельно начали принимать бронходилататорыберодуал, пульмикорт и др., потому что детям педиатр их назначил (причем им вполне обоснованно).

Но дело в том, что родителям то подобные препараты могут быть и не нужны, так как обструктивный бронхит у ребенка не означает таковой у взрослого при том же самом ОРВИ. Так что использование этих препаратов нужно обсудить уже после очного визита к врачу.

Антибиотики не нужны при ОРВИ (что понятно уже из расшифровки аббревиатуры)! Они не оказывают на вирусы никакого влияния, но имеют побочные явления при применении и могут формировать суперрезистентнуюмикрофлору.