• Болезнь Гоше или глюкозилцерамидный липидоз

Болезнь Гоше или глюкозилцерамидный липидоз — это врожденное наследственное заболевание, которое приводит к накоплению в некоторых органах и костях специфических жировых отложений. Развитие болезни происходит из-за недостаточности фермента глюкоцереброзидазы, который способствует расщеплению молекул определенных жиров, что приводит к отложению глюкоцереброзида в клетках многих тканей, в том числе селезенки, печени, почках, легких, мозга и костного мозга. Пораженные клетки носят название клеток Гоше.

Заболевание названо по имени французского медика Филиппа Гоше, кто первым описал его в 1882 году. В результате болезни клетки Гоше разрастаются до гипертрофированных размеров, что приводит к деформации органов и нарушению их функционирования. Наследование заболевания происходит по аутосомно-рецессивному типу. То есть, оно проявляется в полной мере, только если и отец и мать являются носителями мутировавшего гена. У носителей одного мутантного гена также нарушена работа фермента глюкоцереброзида, но не настолько, чтобы это переросло в болезнь. По результатам исследований, на группу из 400 человек приходится 1 носитель такого гена. Поэтому в некоторых культурах, где приняты браки в близкородственном кругу носителей гена этого заболевания в 10 раз больше, а значит и выше вероятность рождения ребенка с болезнью Гоше.

Типы болезни Гоше Медики делят заболевание на три типа: — 1 тип (без нейронопатии). Это наиболее распространенная форма болезни, встречается в одном случае на 40-60 тыс. человек. У некоторых людей может протекать бессимптомно, в других случаях развивается серьезная, иногда с угрозой для жизни симптоматика, но мозг и нервная система остаются не пораженными. Чаще всего этот тип заболевания встречается среди группы ашкеназских евреев. Характерны следующие симптомы болезни Гоше 1 типа: увеличение селезенки в детском возрасте, анемия и повышенная кровоточивость, боли в костях, частые переломы, деформация бедренной кости, низкий рост.

Больные с этим типом заболевания могут прожить достаточно долго. — 2 тип (с острой нейронопатией). Эта форма встречается реже, менее чем у одного человека из 100 тысяч населения.

Проявления заболевания при этом сильнее, чем при болезни Гоше первого типа. На первом году жизни появляются выраженные неврологические нарушения, такие как судороги, гипертонус, задержка умственного развития. Симптомы болезни Гоше при этом включают гепатоспленомегалию, прогрессирующее повреждение мозга, нарушение моторики глаз, ригидность конечностей, спастический паралич. Обычно больные дети умирают в возрасте не более двух лет. — 3 тип (с хронический нейронопатией). Частота встречаемости заболевания также не превышает 1 случай на 100 тысяч человек. В большинстве случаев проявляется медленным прогрессированием и умеренностью неврологических симптомов. В возрасте двух лет у ребенка увеличивается селезенка. По мере прогрессирования заболевания, проявляются следующие симптомы болезни Гоше: косоглазие, мышечная спастичность, судороги, нарушение координации, слабоумие. В процесс вовлекаются другие органы и системы. Больные с этой формой заболевания могут дожить до взрослого возраста. Диагностика Диагностика болезни Гоше по анализу ДНКПостановка диагноза требует осмотра педиатра, невролога, офтальмолога и консультации генетика. В сегодняшней медицинской практике существуют 3 метода диагностики этого заболевания. Наиболее точный метод постановки диагноза – по результатам анализа крови на содержание фермента глюкоцереброзидазы в лейкоцитах или в культуре фибробластов кожи.

Сравнительно недавно был разработан метод диагностики болезни Гоше по анализу ДНК, который позволяет выявить генетические мутации и недостаток содержания фермента глюкоцереброзидазы. Этот метод позволяет поставить диагноз еще во время беременности с точностью более 90%, а также предсказать степень тяжести течения болезни у ребенка после рождения. Третий метод диагностики предполагает анализ костного мозга для выявления характерных для этого заболевания изменений в клетках костного мозга. Ранее этот способ был единственным, позволяющим поставить данный диагноз, но он не позволяет выявить носителей мутантного гена, а только указывает на наличие болезни. На сегодняшний день этот метод почти не используется. Если вы считаете, что у вас болезнь гоше и характерные для этого заболевания симптомы, то вам следует обратиться за консультацией к эндокринологу или генетику. Лечение болезни Гоше До недавнего прошлого лечение болезни Гоше было направлено только на уменьшение ее симптомов. В 1991 году был разработан способ заместительной ферментотерапии с применением модифицированной формы фермента глюкоцереброзидазы. При этом больным с тяжелыми симптомами раз в две недели вводят инъекции препарата, что помогает уменьшить проявления заболевания или, в некоторых случаях, остановить развитие болезни совсем.

Искусственный фермент для лечения болезни Гоше получают с помощью инновационных технологий в области медицины и генной инженерии. Он копирует деятельность и функции натурального фермента, с успехом восполняя его недостаток в организме. Метод этот успешно применяют для лечения болезни Гоше 1 типа, при этом, чем раньше начата терапия, тем лучших результатов удается достичь. Такие симптомы болезни Гоше, как боли в костях снимают приемом анальгетиков. При необходимости пациентам удаляют селезенку или часть ее. В некоторых случаях показана трансплантация костного мозга. Профилактика Единственным методом профилактики болезни Гоше является медико-генетическое консультирование. Если в семье рождается ребенок, страдающий этим заболеванием, при последующих беременностях определяют наличие глюкоцереброзидазы в клетках амниотической жидкости. При дефиците этого фермента у плода, врачи рекомендуют прерывание беременности.